Частное некоммерческое дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 348"

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Частное некоммерческое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №348»
на 2019- 2023 гг.

 

Паспорт программы развития на 2019-2023 гг.

Наименование программы Программа развития ЧНДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 348» на 2019-2023г.

Основания для разработки программы, нормативные документы 1. Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Разработчик программы Творческий коллектив педагогических работников ЧНДОУ
Сроки выполнения и этапы реализации программы Программа реализуется в период с 2019 г. по 2023г.

Назначение программы

• Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ЧНДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 348» за предыдущий период.
• В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

Проблема

• Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
• Недостаточное использование педагогами современных, развивающих методов и технологии в образовательном процессе.
• Несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей.
• Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования.

Цель
• Создание условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО максимально обеспечивающего здоровьесбережение и развитие воспитанников как основы успешного обучения в школе.

Задачи

• Повышение качества образования в ЧНДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
• Формирование у педагогов потребности перехода на новые стандарты дошкольного образования.
• Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
• Развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств воспитанников; формирование предпосылок учебной деятельности.
• Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии.
• Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• Совершенствование работы с социумом, надежного партнерства как залога успеха и качества деятельности дошкольного учреждения.

Финансовое обеспечение

• Эффективное использование внебюджетных средств.
• Внебюджетные источники: добровольные пожертвования

Ожидаемые результаты

• повышения компетентности и уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка;
• функционирование ЧНДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего развитие и подготовку к школе успешного дошкольника;
• качество сформированных ключевых компетенций способствующие успешному обучению ребёнка в школе.

Введение

Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к взаимоотношениям между образовательной организацией, обществом и социумом. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования детский сад представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности.
Всякая система существует не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к ЧНДОУ образования, составляют его среду. Различают среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия определяется, как совокупность факторов непосредственного влияния. Среда косвенного воздействия, как совокупность факторов, прямо не воздействующих на систему, но оказывающих определённое влияние на неё.
Все факторы внешней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном образовании. Социальная среда формирует социальный заказ дошкольных учреждений. Основными источниками социального заказа выступают государство, семья, социальные структуры (школа, учреждения здравоохранения, культуры и т.п.), общество и др.
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Для активного включения дошкольного учреждения в систему изменений необходимо концептуальное осмысление путей развития дошкольного образования. Поэтому коллективом дошкольного образовательного учреждения было принято решение о разработке программы «Развития» на период с 2019 по 2023 годы.
Программа «Развития» спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возникших в процессе реализации программы.
Разработчики программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.
Исполнителями программы «Развития» являются участники образовательного процесса
ЧНДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №348»
Основным механизмом реализации Программы является деятельность творческих групп по стратегическим и тактическим направлениям.
Координация и контроль возлагается на руководителя ЧНДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №348» и педагогический совет учреждения.

I. Информационная справка о деятельности
ЧНДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 348»

ЧНДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №348» расположенный по адресу улица Кемеровская 6а, пущен в эксплуатацию в ноябре 1982 года.

Характеристика образовательного учреждения
Название по уставу Частное некоммерческое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №348»
Сокращенное название учреждения ЧНДОУ «ЦРР – Д/с №348»
Тип Частная некоммерческая организация
Организационно-правовая форма Учреждение
Учредитель ООО «фирма «АИС»
Год основания 1975
Юридический адрес 644043 г.Омск ул. Кемеровская 6а
Телефон 242940; 238398; 243484
e - mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес сайта в Интернете http://www.detsad-348.ru/
Режим работы двусменный, пятидневный
Фамилия, имя, отчество руководителя Зязина Анна Сергеевна
Лицензия на право ведения образовательной деятельности 17.082011г., регистрационный №463, серия РО №027073
Общая площадь здания 1125 кв.м
Площадь используемая для нужд образовательного процесса 876 кв.м

Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения
Наличие свидетельств:
а) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Свидетельство ЕГРЮЛ от 07.02.2011
ОГРН № 1025500749361
б) о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации
ИНН 5503069833
Наличие документов о создании образовательного учреждения:
Наличие и реквизиты устава образовательного учреждения(номер протокола общего собрания, дата утверждения вышестоящими организациями или учредителями); соответствие Устава образовательного учреждения требованиям закона «Об образовании», рекомендательным письмам Минобразования России
Устав (Утвержден Министерством юстиции РФ по Омской области 29.07. 2014г)
Наличие локальных актов образовательного учреждения
В части содержания образования, организации образовательного процесса - коллективный договор с приложениями:
-правила внутреннего распорядка;
-положение о педагогическом Совете;
- положение о родительском собрании;
- положение об общем родительском собрании Учреждения;
- Положение об общем собрании сотрудников Учреждения;
- положения о работе с персональными данными сотрудников Учреждения;
- положение о работе с персональными данными воспитанников и родителей (законных представителей) Учреждения;
- положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности Учреждения и др.
Перечень лицензий на право ведения образовательной деятельности
С указанием реквизитов (действующей) Лицензия на право осуществления образовательной деятельности
Серия А № 0000904 рег.№ 320-п от 14.09.2011

Вывод: все нормативные локальные акты в части содержания, организации образовательного процесса в ДОУ имеются в наличии.
Социокультурные условия территории нахождения:

Детский сад находится в жилом районе в стороне от проезжей части дорог. Ближайшее окружение детского учреждения: городская поликлиника №14, МБДОУ № 383 средняя общеобразовательные школы № 77
ЧНДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 348» – двухэтажное здание, имеет игровые участки для детских прогулок, спортивный участок, оснащённые игровым и физкультурным оборудованием. Помещение и игровая зона соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ СанПиН 2.4.1.3049-13, нормам и правилам пожарной безопасности. Территория ограждена забором и полосой зеленых насаждений по всему периметру. На территории учреждения находится хозяйственный блок; имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники, огород. Район, в котором находится учреждение, является благополучным в экономическом и социальном отношении.

Назначение образовательного учреждения определяют:

-программа развития, план функционирования которой направлен на удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, сохранение и укрепление их здоровья;
-разностороннее развитие и воспитание ребенка с учетом региональных особенностей и условий дошкольного учреждения;
-обеспечение непрерывности системы образования, в которой ЧНДОУ является первой ступенью;
-реализация образовательной программы в соответствии с потребностями, превышающими
государственный образовательный стандарт по всем направлениям деятельности.

Реализуемые в ДОУ программы:
Образовательное учреждение реализует примерную авторскую общеобразовательную программу дошкольного образования Н.М.Крылова «Детский сад-Дом радости» , «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е, Вераксы, М.А.Васильевой, программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»; «Раз-ступенька, два- ступенька» Петерсон Л.Г.; «Предшкольная пора» Виноградовой Н.Ф.
Парциальные программы:

• Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования под редакцией Л.Д. Глазыриной – М.: Изд. «Владос», 2001.
• Музыкальные шедевры. Программа. / под ред. О.П. Радыновой – М.: Издательство Гном и Д, 2006.

 

II . Проблемный анализ состояния образовательного процесса.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к взаимоотношениям между образовательной организацией, обществом и социумом. Сегодня образовательное учреждение должно иметь свой облик (свою концепцию, Программу развития, организационно-нормативные документы), свои особенные подходы к ребенку и родителям с учетом особенностей состава, типологии семей и общей социокультурной ситуацией в стране.
ЧНДОУ принадлежит к социально – педагогическим системам, т.к. его предназначение заключается в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.
Всякая система существует не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к ЧНДОУ образования, составляют его среду. Различают среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия определяется, как совокупность факторов непосредственного влияния. Среда косвенного воздействия, как совокупность факторов, прямо не воздействующих на систему, но оказывающих определённое влияние на неё.
Все факторы внешней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в ЧНДОУ. Социальная среда формирует социальный заказ ЧНДОУ. Основными источниками социального заказа выступают государство, семья, социальные структуры (школа, учреждения здравоохранения, культуры и т.п.), учредители дошкольного учреждения общество и др.
Исходя из требований социального заказа, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива ЧНДОУ строит свою деятельность.

СВЯЗЬ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ

- Краеведческий музей – представляет возможность получения научно–познавательной информации, ознакомление с социальной действительностью, историей, культурой, природой родного края, страны, мира.

- Драматический и кукольный театр- являются условиями организации культурно – массовых мероприятий ДОУ в плане реализации задач нравственного и эстетического воспитания.

- Детская библиотека – помогает решать задачи приобщения детей к литературе, воспитывать любовь к книге, расширять представление детей об окружающем мире.

- Поликлиника – находиться в непосредственном сотрудничестве с детским садом в плане охраны, укрепления здоровья детей, профилактики заболеваемости, мониторинга физического развития каждого ребёнка.

- Школа осуществляют преемственность в вопросе подготовки детей к обучению в школе: совместные семинары, открытые уроки и занятия, экскурсии детей подготовительной группы в школу, родительские собрания и т.п.

- Управление образования – нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение содержания педагогического процесса.

- Пожарная часть – контроль над выполнением правил пожарной безопасности.

- Другие ДОУ – обобщение и обмен педагогическим опытом.

Характеристика внешних факторов, влияющих на развитие детского сада.

Детский сад – это социально-педагогическая, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, в то же время она является составляющей единицей муниципальной, региональной, республиканской и федеральной образовательной системы.

Экономические факторы, влияющие на развитие детского сада:
1. Состояние экономики страны влияет на состояние образовательных потребностей граждан, что отражается на социальном заказе детскому саду. Проведённые в детском саду исследования по востребованности образовательных услуг у родителей показали необходимость введения дополнительных образовательных услуг по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, подготовка к школе, развитие детей раннего дошкольного возраста.
2. Вступление страны в рыночную экономику ставит детский сад перед задачей выживания и конкурентоспособности, введения дополнительных платных образовательных услуг.
3. Выполнение Указа президента о доведения заработной платы воспитателей до среднего уровня требует от воспитателей качественно нового отношения к образовательной деятельности, повышения уровня профессиональной компетенции, увеличивает объем работы и степень ее напряженности и выработки действенного механизма стимулирования педагогического труда
Социальные факторы, влияющие на развитие детского сада:
1. Общий уровень социальной нестабильности оказывает влияние на расслоение населения.
2. Современные родители – это дети, становление которых приходилось на сложный период социальной, политической и экономической нестабильности, что наложило определенный отпечаток на представления о семье, культурных ценностях, стиле взаимоотношений семьи и учреждений образования.
Правовые факторы, влияющие на развитие детского сада:
1. Разработка локальных актов, обеспечивающих модернизацию дошкольного образования, требует повышения правовой грамотности всех членов коллектива.
2. Принятие нового закона «Об образовании» требует пересмотра ряда локальных актов учреждения.
3. Утверждение и внедрения ФГОС дошкольного образования требует пересмотра многих традиционных подходов к дошкольному образованию, повышения профессиональной компетентности всех членов педагогического коллектива.
4. Включение дошкольного образования в единую систему образования требуют пересмотра сложившихся и установления новых взаимоотношений между детским садом и школой.
Демографические факторы, влияющие на развитие детского сада
Преобладание молодого населения создает напряженность в предоставлении мест в ДОО (количество дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет потребность в услугах дошкольного образования и воспитания)
Культурные, духовные, этические факторы, влияющие на развитие детского сада
1. Снижение культурного уровня общества в целом затрудняет решение детским садом образовательных задач.
2. Детский сад, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр образовательной деятельности, но и просветительской, спортивно – досуговой, художественно-эстетической и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры.
3. Образ и стиль жизни (по социальному статусу, национальной принадлежности, вероисповеданию и т.п.) требуют от педагогов способности предлагать такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.
Отраслевые факторы, влияющие на развитие детского сада:
1. Тенденции изменения образовательной системы в стране позволяют строить собственную траекторию развития, концепцию детского сада.
2. В рамках современного образовательного пространства, когда возникает конкуренция между образовательными системами, требуется поиск собственной ниши на рынке образовательных услуг.
Таким образом, изменение социально-экономических условий в стране неизменно влечет за собой изменение в системе образования в целом и в дошкольном в частности. Следовательно, ЧНДОУ рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Перечисленные выше факторы и определяют образовательную политику, стратегию и тактику позитивных изменений дошкольного образовательного учреждения.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ДОУ

Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников ЧНДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 348» деятельность осуществляется по следующим направлениям деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально – коммуникативное направление включает совместную деятельность детей со взрослыми и сверстниками, игровую и трудовую деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное воспитание.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное направление включает непосредственно образовательную деятельность, экспериментальную и опытническую деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, в том числе с учетом национально-регионального компонента; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое направление включает непосредственно образовательную деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность, профессиональную коррекцию речевого развития детей, развитие связной речи в различных видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно – эстетическое направление включает непосредственно образовательную деятельность, организованную творческую деятельность, театрализованную деятельность, праздники, развлечения, конкурсы, выставки.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг состояния здоровья детей, организацию оптимального режима, организацию непосредственно образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального питания, формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию рациональной двигательной активности в течение дня, закаливание, создание безопасной предметной среды для физического развития, сотрудничество с родителями.
Для реализации приоритетных направлений деятельности ЧНДОУ созданы условия, обеспечивающие обогащенное физическое, познавательное и речевое, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое и коррекционное развитие детей
(деятельность учителя-логопеда) через организацию личностно-ориентированной системы образования, обогащенной развивающей среды и условий для разнообразной детской деятельности.
В детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Воспитательно-образовательный процесс подразделяется на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Обязательным условием для нашего ЧНДОУ является активное познание воспитанников окружающего мира через деятельность (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - как сквозные механизмы развития ребенка). При этом содержание форм меняется в зависимости от возраста:
• в раннем возрасте (2 - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. В работе с детьми младшего дошкольного возраста для организации образовательного процесса используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
• для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике ЧНДОУ используются разнообразные формы работы с детьми.
Непосредственно–образовательная деятельность.
Игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера.
Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий.
Создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми.
Наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения.
Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования.
Проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование.
Оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.
Викторины, сочинение загадок.
Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям. Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки.
Подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов.
Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально- ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы.
Физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
Социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
Познавательное и речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур).
Художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек, изготовление подарков.
Самостоятельная деятельность детей Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, велосипеде и пр.). Социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками.
Познавательное и речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.). Художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах.
Взаимодействие с семьями воспитанников Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте и на форуме сайта ЧНДОУ.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.


Материально-техническая база ЧНДОУ
Макросреда

-кабинет руководителя ЧНДОУ;
-методический кабинет;
-музыкальный зал
-физкультурный зал;
-кабинет учителя логопеда;
-групповые помещения с учетом возрастных особенностей;
-медицинский кабинет;
-кабинет заведующего хозяйством;
-прачечная;
-пищеблок;
-хозяйственный блок;
-уголок безопасности;
-спортивная площадка на улице;
-участки для прогулок;
-цветники;
-огород.

Микросреда
(в групповых помещениях)
-групповая комната;
-раздевалка;
-умывальная;
-туалет;
-уголок развивающих игр;
-уголок познавательного развития;
-уголок изобразительного творчества;
-уголок художественной литературы;
-уголок экспериментирования;
-уголок природы;
-уголок строительной деятельности;
-уголки сюжетно-ролевых игр;
-музыкальный уголок;
-театральный уголок;
- уголок России.


Развивающая среда ЧНДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает при работе с детьми:

1. Физкультурно – оздоровительное развитие :

- спортивный зал (гимнастические стенки, балансиры, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.)
- физкультурные уголки во всех группах.
- физкультурная площадка
- прогулочная площадка
- медицинский блок

2. Речевое развитие :

- книжные уголки в группах
- уголки дидактических игр в группах
-фотовыставка с достопримечательностями города Омска
3. Художественно – эстетическое развитие :

- музыкальный зал (пианино, магнитофон, аудиотека и т.д.)
- театральный центр (ширма для кукольного театра, наборы кукол, декораций, и т.п.)
- театральные уголки в группах
- уголки детского творчества в группах (ИЗО)
- центры для строительных игр в группах
- галерея детского и семейного творчества

4. Социально – коммуникативное развитие:

- уголки уединения в группах
- центры сюжетно – ролевых игр в группах

Зона обучения – её основная функциональная роль обучающая. Здесь проходят занятия, игры, просмотр диафильмов и т.п. В этой зоне расположены столы, за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими материалом. Столы не копируют школьный подход. Их можно располагать в разных вариациях. За столами дошкольники находятся только тогда, когда выполняют определённую практическую работу. Другой тип занятий может проводиться на ковре или в другом варианте (например; чтение художественной литературы и т.д.)
Театральный уголок. Здесь собранно всё необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы би-ба-бо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театр на фланелеграфе и т.д.
Музыкальный уголок. Основное содержание центра представляют разнообразные музыкальные пособия и дидактические игры, музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты.
Физкультурный уголок – этот уголок способствует укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников. В данном уголке должны присутствовать картотеки различных видов гимнастик, подвижных игр, считалок; разные виды спортивных игр, маски, физкультурные оборудования.
Центр сенсорики (в младших группах) – в нём собраны пособия, книги, игры, материалы, позволяющие развивать представление детей о различных оттенках цвета, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д.
Уголок экспериментирования Здесь хранятся оборудование и необходимые материалы для проведения опытов: специальная посуда (стаканчики, трубочки, баночки, колбочки (только не стеклянные), бумага для фильтрования, песочные часы, магниты и т.д.). Здесь же расположены различные виды почв, полезных ископаемых, различные гербарии
Уголки развивающих, сюжетно-ролевых игр – обеспечивает место и время для разнообразных игр, возможности выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнёров по играм, создаёт условия для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной среды игры. Кроме этого даёт возможность свободно объединения со сверстниками по интересам, личному игровому опыту, помогает планировать, моделировать, последовательно развивать свою игру, предоставляет комфортные условия для коллективных игр разной динамики и содержания.
Уголок России. Его цель – всестороннее изучение родного города, Сибири, России.
В его задачи входит научить ребёнка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история, пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважения к его традициям и обычаям.
Уголок изобразительного творчества. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства, кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.
В наличии имеется современная информационно-техническая база:
• компьютер – 4
• ноутбук 5
• проектор 2
• экран 2
• принтер – 4
• телевизор –2
• магнитофон 6
• фотоаппарат 6
В ЧНДОУ есть выход в интернет, электронная почта, телефонная связь.

Кадровое обеспечение.
Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано педагогами полностью согласно штатному расписанию. Образовательный процесс осуществляет 17 педагогов.
Образовательный уровень и качественный состав педагогического коллектива ДОУ

количество %
Всего педагогов 17 100 %
Педагогов с высшей категорией 3
С первой категорией 
Соответствие занимаемой должности
Педагогов с высшим профессиональным образованием 15

Педагогов со средним профессиональным образованием 3 18
Распределение педагогов по стажу работы:
до 5 лет
до 10 лет
от 10 до 15 лет
15 лет и более
1
1
1
14
6
6
6
82
Распределение педагогов по возрасту:
до 25 лет
до 35 лет
до 55 лет
свыше 55 лет
0
1
12
4

0
6
70
24
Количество педагогов, имеющих отраслевые награды:
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку 17 100

Качественная характеристика семей социальный портрет семей

Родители воспитанников являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они получают достоверную информацию о развитии своего ребенка, имеют возможность участвовать в выборе образовательных и развивающих программ ЧНДОУ, являются заказчиками услуг дополнительного образования.
Традиционными в ЧНДОУ стали праздники и развлечения с участием родителей, которые в полной мере могут проявить свои таланты: спеть, станцевать, сыграть роль забавных персонажей, победить в спортивном состязании.


Формы сотрудничества с семьей

Модель взаимодействия с родителями:

Возрождение традиций семейного воспитания

Цель:
Отработка разных форм работы и взаимодействия педагогов и родителей в соответствии с разными типами семей.

Задачи:
Изучение социального портрета семьи;
Выявление запроса родителей;
Педагогическая пропаганда, вовлечение родителей в педагогический процесс;
Привлечение родителей к подготовке и проведению совместных мероприятий;
Демонстрация детьми умений и навыков, приобретенных в течение года на музыкальных занятиях;
Знакомство с воспитательно-образовательным процессом ЧНДОУ;
Повышение активной родительской позиции;
Знакомство с условиями, созданными в дошкольном учреждении, режимом работы, программно-методическим обеспечением, нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ЧНДОУ, прошедшими праздниками, открытыми просмотрами и т.д.

Формы взаимодействия:

I. Традиционные
Информационно – наглядные:
Материалы на стендах
Папки – передвижки
Рекомендации
Выставки детских работ
Фотовыставки
Сайт ЧНДОУ
Индивидуальные:
Беседы
Консультации
Посещения семьи Коллективные:
Родительские собрания
Конференции
Круглые столы
Тематические консультации
II. Нетрадиционные
Информационно- аналитические:
Анкетирование
Социологические опросы
Почтовый ящик Досуговые:
Совместные досуги
Праздники
Участие в выставках
Отчетные концерты
Смотры-конкурсы
Театральная неделя Наглядно- информационные:
Дни открытых дверей
Открытые просмотры занятий, режимных моментов
Совместное с педагогом проведение занятий
Ежеквартальная стенгазета «Жизнь в ЧНДОУ»
Познавательные:
Семинары – практикумы
Устный педагогический журнал

Ожидаемый результат:
Осознание и понимание роли семьи в воспитании ребенка
Качественное улучшение модели взаимодействия педагогов, детей, и родителей
Успешность социальной адаптации ребенка


Результаты мониторинга образовательного процесса
Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга.
Формы проведения мониторинга:
 Диагностические срезы; беседы с детьми
 Анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические
 Пробы, организуемые педагогом
 Наблюдения, игровые ситуации с проблемными вопросами

Интегративные
качества Образовательные
области
Физическое развитие 73% Здоровье 77%
Любознательность, активность 77% Социализация 73%
Эмоциональность, отзывчивость 73% Физическая культура 77%
Овладение средствами общения и способами взаимодействия 77% Безопасность 77%
Способность управлять своим поведением 77% Познание 73%
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи 77% Коммуникация 73%
Имеющий первичные представления 77% Художественное творчество 73%
Овладение предпосылками учебной деятельности 77% Музыка 73%
Умения и навыки деятельности 77% Труд 77%
Чтение художественной литературы 73%
Итого 76% 74,6%

Методическая работа в ДОУ

В ЧНДОУ методическая работа направлена на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Она строится на основе «Закона об образовании»; «Концепции дошкольного воспитания»; и других нормативно-правовых документов Министерства образования РФ.
Целью методической работы в ЧНДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1.Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;
2.Оказание педагогической помощи в поисках и внедрении инновационных форм и методов работы с детьми;
3.Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ЧНДОУ;
4.Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
5.Повышение уровня педагогических знаний и умений в организации работы с родителями;
6.Координация деятельности ЧНДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ЧНДОУ в целом.
7.Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Анализ методической работы показывает:
Проводимая работа была направлена на решение поставленных задач через совершенствование системы работы и осуществление координации и контроля деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Главным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности при работе с детьми. Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения эффективности ее функционирования осуществляется в соответствии с рядом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса, повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно:
 мотивационной направленности;
 практической направленности;
 научности и конкретности;
 системности и систематичности;
 оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы.
Оценка качеств этой системы проводится на основе использования следующих критериев:
 результативность методической работы;
 рациональность затрат на ее осуществление;
 ее стимулирующей роли в развитии самообразования, саморазвития педагогов и их творчество.
В целом педагогический коллектив ЧНДОУ старательный, активный, перспективный, находится в постоянных творческих поисках. Руководство совместно с воспитателями и специалистами, согласно требованиям ФГОС ДО, воспитательно-образовательный процесс обеспечивают благоприятными условиями, и способствуют всестороннему развитию воспитанников в подготовке жизни в современном обществе.

Проблемный вывод
Представленный анализ результатов оценки ЧН ДОУ позволил выявить главные особенности его деятельности:
 основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребёнка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
 отмечена динамика сохранения и развития здоровья воспитанников, совершенствуется познавательное, речевое развитие детей, по большинству направлений развития детей прослеживается тенденция соответствия федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
 организация педагогического процесса отличается гибкостью, индивидуальной ориентированностью, обеспечением для всех детей равного старта развития. Содержание воспитательно-образовательной работы отвечает потребностям семьи, обеспечивает развитие детей за счёт использования реализуемых в ЧНДОУ программ.
Созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне:
 собран работоспособный, инициативный коллектив из числа профессионально-подготовленных специалистов, постоянно совершенствуется мастерство; создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи;
 материально-техническое обеспечение ЧНДОУ соответствует требованиям к предметно-пространственной среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей.

Выше изложенное позволяет заключить о том, что реально сложившиеся условия и потенциальные возможности коллектива создают серьезные перспективы для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности учреждения.

III . Концепция и стратегия развития детского сада.

Программа развития на 2019-2023 гг. – нормативно-управленческий документ, определяющий специфику содержания образования, особенности образовательного процесса и управления ЧНДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №348» Подготовке Программы предшествовали: анализ выполнения Программы развития ДОУ за 2014-2019гг., изучение требований ФГОС ДО, возможностей общества и окружающего социума.

Концептуальные идеи, основные положения, принципы и подходы, реализуемые
в Программе развития.
Анализ нормативных, научных, методических и других документов по актуальным аспектам дошкольного образования и выделенным тенденциям деятельности ДОУ позволил сформулировать ключевую идею Программы развития. Концептуальной идеей коллектива детского сада является установка, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий. Развитие и дальнейшая стабильная деятельность ДОУ, опираясь на Программу развития, строится на следующих основных положениях.
– Приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе, современная методическая и техническая оснащенность образовательного процесса, высококвалифицированный педагогический коллектив, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы.
– Доступность дошкольного образования. Под доступностью понимается соответствие содержания образования образовательным потребностям и интересам воспитанника, соответствие трудности образовательного процесса физическим возможностям ребенка, получение образования в независимости от внешних препятствий. Для обеспечения соответствия дошкольного образования образовательным запросам родителей необходимо расширить дополнительные образовательные услуги. Для обеспечения качества образования необходимо оптимизировать нагрузку в течение дня, недели, учебного года, рационально составить учебный план.
– Качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе. Характеристики качества дошкольного образования в настоящее время определяет общество. Удовлетворение этих запросов является показателем качества дошкольного образования.
– Привлекательность дошкольного образования. Расширение привлекательности дошкольного образования для различных социальных субъектов общества станет возможным лишь в том случае, когда результат воспитательно образовательного процесса станет гарантией успеха личности ребенка. Это предполагает: использование инновационных педагогических практик в образовательном процессе; проведение маркетингового анализа рынка образовательных услуг; проведение анализа достижений дошкольного образовательного учреждения.
– Преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов ЧНДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции дошкольного образования. Это позволит выпускнику ЧНДОУ продолжить свое обучение не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования (музыкальной, художественной, спортивной). Успешной реализации этого направления могут послужить действия ЧНДОУ по организации участия детей в конкурсах, соревнованиях и т. д.
– Компетентность (профессионально-педагогическая) – это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
– Интеграция с преемственными учреждениями, которая строится с учетом формирования рынка образовательных услуг, ориентирована на развитие вариативности образовательных услуг с учетом интересов ребенка и запросов семьи, районных сообществ. Обеспечивается системой договоров детского сада с учреждениями и службами разной ведомственной принадлежности (учреждениями здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, образования).
Интеграция основана на
• единстве требований к воспитанию и развитию дошкольников;
• единстве методов и средств воспитательного воздействия в процессе формирования ключевых компетенций дошкольника, необходимых для успешного обучения на преемственных ступенях образования;
• совместном «проживании» значимых «событий».

Деятельность ДОУ осуществляется с учетом основополагающих базовых принципов:
– единства образовательного пространства, предполагающего участие ДОУ в функционировании единых образовательных систем города ;
– гуманистической направленности, выраженной в признании индивидуальных особенностей ребенка и безусловном принятии его во всех проявлениях;
– человекосообразности, то есть единства культуры и природной сообразности; – целостности педагогического процесса и комплексности целей;
– развивающего обучения, опирающегося на «зону ближайшего развития» воспитанников и предполагающего применение форм и методов развития творческой мыслительной и практической деятельности;
– ориентации на личностные интересы, потребности, способности детей, предполагающий всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ребенка, формирование на этой основе личных планов, программ обучения и воспитания с целью повышения познавательной мотивации и активности детей, развитие творческого потенциала личности;
– ориентации на успешность ребенка, при котором любое достижение воспитанника рассматривается как значимый для него результат;
– эффективности, активности и равности социального партнерства, признание ценности совместной деятельности ЧНДОУ и социальных партнеров, интеграции деятельности с преемственными учреждениями, обеспечивающейся системой договоров детского сада с учреждениями и службами разной ведомственной принадлежности;
– расширение спектра образовательных услуг, предполагающего вариативность реализуемых образовательных программ по дополнительному образованию;
– обратной связи. Отслеживание (мониторинг) отдельных параметров в образовательной деятельности.
В своей работе педагогический коллектив ЧНДОУ использует следующие методологические подходы:
– компетентностный подход акцентирует внимание на результат дошкольного воспитания, который состоит в формировании у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения. К ключевым компетенциям дошкольников согласно Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и Концепции преемственности в работе детского сада и начальной школы относятся ведущие показатели подготовки детей к школе. Компетентностный подход планируется осуществлять за счет: единства требований к воспитанию и развитию дошкольников; единства методов и средств воспитательного воздействия на формирование ключевых компетенций дошкольника, необходимых для успешного обучения на преемственных ступенях образования;
– системно-деятельностный подход, при котором знания и практические умения детей формируются в деятельности, в первую очередь игровой как основной для дошкольного возраста;
– системный подход, который предлагает рассмотрение деятельности ДОУ как единой системы, состоящей из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность;
– личностный подход ставит дошкольника в центр педагогического процесса; формирование личности, ориентация на личность, ее интересы;
– оптимизационный подход заключается в выборе наилучшего варианта из возможных.


Миссия, цель, задачи и функции развития ЧНДОУ «ЦРР- Д\С№348».
Миссия ДОУ заключается в расширении возможностей, а значит, привлекательности ДОУ. Данная миссия дифференцируется по отношению к различным субъектам:
– по отношению к детям и их родителям ДОУ обязуется обеспечить развитие индивидуальных способностей ребенка для его успешности в дальнейшем обучении и жизни в современном обществе;
– по отношению к педагогическому коллективу ДОУ создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации;
– по отношению к системе образования заключается в расширении доступности инноваций дошкольного образования посредством проведения на базе ДОУ обучающих семинаров, публикации методических рекомендаций;
– по отношению к обществу миссия состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов к развитию и реализации дошкольного образования, расширению ресурсной (кадровой, материальной, информационной, экспериментальной и др.) базы ДОУ. Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках развивающего образовательного пространства, является смыслом деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Осознавая значимость развития ребенка и его успешности в дальнейшей учебе и жизни в обществе, педагогический коллектив детского сада сформулировал стратегическую цель - создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного развития дошкольника при целенаправленном использовании развивающих технологий, в первую очередь игровых с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
Заданная цель определяющим образом влияет на содержание деятельности. Содержание по решению задач и достижению стратегической цели следующее.
Задача 1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения
- через активное внедрение развивающих технологий, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование познавательных процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка, а также базисных основ личности и универсальных действий и мотивов;
– обеспечение обогащенного познавательно-игрового, физического, художественно- эстетического развития;
– формирование начальных ключевых компетенций дошкольника;
– развитие творческих способностей детей во всех видах деятельности;
– формирование у детей мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни.
Задача 2. Работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка:
– через внедрение здоровьесберегающих технологий;
- учет особенностей психического развития детей при выборе педагогических подходов;
- гибкую режимную организацию жизнедеятельности;
– организацию полноценного сбалансированного питания с учетом состояния здоровья детей;
- обеспечение квалифицированного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;
-снижение эмоционального выгорания педагогов.
Задача 3. Повышение профессионализма педагогов как носителя образования: – через применение развивающих технологий в работе с детьми;
– освоение системно-деятельностного подхода к организации образовательной работы с дошкольниками;
– развитие системы стимулирования и мотивирования педагогов;
– создание атмосферы психологического и эмоционального комфорта.
Задача 4. Повышение эффективности работы с родителями
– через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества с родителями; – обеспечение интеграции общественного и семейного воспитания;
– доброжелательное партнерство, сотрудничество с семьями дошкольников; – диалоговый характер проектирования индивидуальных маршрутов для отдельных (нуж- дающихся в этом) дошкольников со своевременным подключением узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, медсестры) к решению проблем ребенка;
– организацию существующих и новых совместных форм работы с родителями: массовые (родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, семейные клубы по интересам, совместные мероприятия педагогов, родителей и детей, Дни открытых дверей, КВНы, викторины, праздники, концерты, соревнования, выставки); индивидуальные (беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений, проектная деятельность);
наглядно-информационные – информационно - просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ), информационно - аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).
Задача 5. Повышение качества дошкольного образования
– через удовлетворение образовательных потребностей воспитанников с учетом склонностей, интересов, познавательных возможностей;
– интеграцию содержания образовательных областей основной общеобразовательной программы детского сада;
– создание развивающего игрового пространства, обеспечивающего разнообразие видов детской игровой, познавательной и творческой деятельности с позиции возможностей формирования ключевых компетенций дошкольников;
– предоставление широкого спектра занятий на выбор и дальнейшее внедрение программ дополнительного образования; – совершенствование предметно-развивающей среды.
Задача 6. Совершенствование системы мониторинга качества образования (успешности) дошкольников
– через согласование критериев оценки развития ключевых компетентностей воспитанников, качества образовательных услуг;
– разработку методики проведения мониторинга развития ключевых компетенций дошкольников;
– разработку системы оценки качества образования дошкольников на основе системнодеятельного подхода;
– разработку системы компетенций для разных периодов пребывания ребенка в ДОУ (адаптация, интеграция и самореализация) по различным аспектам успешности (здорового, умного, деятельного, социально активного, доброго, творческого) ребенка;
- проведение диагностики (исходной, промежуточной и итоговой) личностных качеств дошкольников на основе системы компетенций, не нарушающей комфортного состояния ребенка;
– выработку конкретных рекомендаций к составлению индивидуальных планов развития детей;
– мониторинг сформированности мотивации, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий дошкольников на основе системно-деятельностного подхода;
– внесение изменений в индивидуальные планы личностного развития и коррекцию работы с детьми;
– мониторинг деятельности ДОУ;
–использование информационно-коммуникационных технологий.
Задача 7. Совершенствование работы с социумом
– через привлечение большего числа субъектов в процесс дошкольного образования;
– использование современных форм целесообразно организуемого педагогического партнерства (детский сад – социум – семья);
– изучение запросов родителей и социальных партнеров;
– организацию взаимодействия ДОУ с различными образовательными организациями для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных технологий работы.
При этом ДОУ выполняет следующие функции.
Базовой функцией деятельности является обеспечение качества результатов образовательного процесса. Вспомогательными функциями являются действия, обеспечивающие качество образовательного процесса. К ним относятся:
– воспитательная, обеспечивающая взаимодействие ребенка с окружающим социумом;
– методическая, обеспечивающая повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения;
– поисково-исследовательская, обеспечивающая инновационный характер развития ДОУ; – диагностико коррекционная, позволяющая выявлять на начальном этапе проблемы воспитанников и решать их в рамках специальной работы;
– социальная, обеспечивающая социальный характер образовательного процесса; – управленческая, гарантирующая достижение поставленных в образовательном процессе целей.

Приоритетные направления Программы развития ДОУ

Приоритетные направления выделены из актуальных проблем, которые необходимо разрешить в процессе достижения цели и решения задач в дальнейшей деятельности:
1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения. (Приоритетное направление: создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности – ст.64 ФЗ «Об образовании в РФ»)
2. Работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
3. Повышение профессионализма педагогов как носителя образования. (Приоритетное направление: повышение у педагогов уровня понимания требований современного дошкольного образования; использование гибкой тактики руководства детской деятельностью.)
4. Совершенствование работы с родителями. (Приоритетное направление: организация системной работы с родителями и педагогами по вопросам успешного личностного развития ребенка.)
5. Повышение качества дошкольного образования. (Приоритетное направление: реализация системно-деятельностного и компетентностного подхода к организации образовательного пространства.)
6. Совершенствование системы контроля качества образования (успешности) дошкольников. (Приоритетное направление: создание системы оценки качества образования дошкольников на основе компетентностного подхода.)
7. Совершенствование работы с социумом.

Содержание и организация инновационных процессов ДОУ.

Существенные (коренные) изменения, носящие инновационный характер, основаны на сформулированных задачах и приоритетных направлениях деятельности ДОУ.
В области содержания: переосмысление содержания образовательного процесса с точки зрения гуманизации, дифференциации, интеграции, перенесение акцента на воспитательные аспекты работы (личностный и системно-деятельностный, игровой подходы); реализация компетентностного подхода к организации образовательного пространства.
В области технологий: поиск и апробация новых развивающих игровых технологий, превращающих воспитанников в субъектов собственной деятельности; реализация компетентностного подхода к организации игрового образовательного пространства; использование гибкой тактики руководства детской деятельностью.
В области методической работы: организация системной работы с родителями и педагогами по вопросам успешного развития ребенка; повышение у педагогов уровня понимания требований современного дошкольного образования.
В области организации и управления: создание системы оценки качества образования дошкольников на основе компетентностного подхода (компетентностный, оптимизационный, синергетический подходы).
Внутреннее взаимодействие представляет взаимную обусловленность деятельности участников развивающей среды.

Стратегия перехода к новой модели развития ЧНДОУ

6. Эталонная модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат).
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
• здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
• коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
• физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
• интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
• креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
• любознательность - исследовательский интерес ребенка;
• инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
• ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
• произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ЧНДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат).
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей 2 до 7 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
• эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
• обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
• личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;
• расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
• обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
• четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
• усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
• принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;
• высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям микрорайона.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития.

Контроль реализации Программы развития ДОУ:

Контроль по внедрению Программы развития ЧНДОУ организуется и проводится в определенной последовательности с использованием алгоритма контроля.
Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций. Изучение конечных результатов реализации Программы развития ЧНДОУ включает в себя несколько этапов:
1. Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования – взрослые, в процессе наблюдений – воспитанники).
2. Изучение документации.
3. Обработка полученной информации.
4. Обсуждение на педагогическом совете или родительском собрании полученных данных, их анализ и интерпретация.
5. Утверждение на педагогическом совете, на родительских собраниях – способов взаимодействия ДОУ и семьи.
6. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта.
7. Разработка рекомендаций.


Список используемой литературы

1. Л.Н. Поздняк, Н.Н. Лященко «Управление дошкольным образованием»,
М. «Академия» 2017г .
2. Л.М. Денякина «Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание?», Минск, 2016г.
3. К.Ю. Белая «Двести ответов на вопросы заведующей детским садом», М. «АСТ», 2017г .
4. М. Поташник, А. Моисеев «Управление современной школой» (в ответах и вопросах), М. «Новая школа», 2017г.
5. М. Поташник, В.С. Лазарева «Управление развития школы», М. «Новая школа», 2055г.
6. М.Поташник «Управление современной школой», М. 2018г
7. И.Ю. Кулагина «Возрастная психология», М. «РОУ». 2016г.